Типы руководителей

Общение с руководителем лишь отчасти регламентируется стандартными нормами этикета. В основном же оно выстраивается, исходя из негласных правил. В каждом коллективе они свои и в большей степени зависят от личности самого начальника. Для того чтобы грамотно выстроить взаимоотношения с руководителем, надо установить, к какому типу лидеров он принадлежит.

Деловой этикет различает 3 основных типа руководителей (авторитарный, либеральный и демократичный) и ещё 7 пограничных вариантов лидеров.

 

Авторитарный руководитель

Авторитарный руководитель – самый жёсткий тип начальника. Ему свойственно подавлять инициативу подчинённых. Для авторитарного руководителя важно только то, чтобы ему неукоснительно подчинялись и исполняли его требования. Все решения он принимает единолично, отождествляя себя с возглавляемой компанией.

При общении с авторитарным руководителем не стоит проявлять инициативу: она может оказаться наказуемой. Воздержитесь от обсуждения собственных идей, проектов и предложений с таким начальником.

Следующим правилом общения с руководителем авторитарного типа является строгое соблюдение субординации.

 

Либеральный руководитель

Либеральный руководитель – тип, кардинально противоположный авторитарному. Однако не стоит отождествлять либерализм с попустительством, безалаберностью и бесконтрольностью. Либеральный руководитель – идеальный тип начальника для творческих и научных коллективов.
При общении с руководителем данного типа рекомендуется дискутировать на деловые темы.

 
Демократичный руководитель



Демократичный руководитель – оптимальный тип начальника. Он позволяет подчинённым самостоятельно решать производственные вопросы – доверяет их компетентности и опыту.

Отличительной особенностью общения с руководителем-демократом является то, что при наличии субординации отсутствует дистанция. К такому начальнику дозволительно обращаться даже по личным вопросам.

 

Командный лидер

Командный лидер – это пограничный тип руководителя. Такой начальник чётко выстраивает систему служебных отношений в трудовом коллективе. Командный лидер устанавливает чёткие правила внутри компании и сам их строго соблюдает.

Компанейский лидер

Компанейский лидер стремится выстроить оптимальную модель отношений в коллективе. Однако идёт он к поставленной цели путём проб и ошибок. Строить планы и исходить из расчёта не в его духе. Компанейский лидер старается поддерживать баланс профессиональных и межличностных отношений в коллективе.
  Лидер-манипулятор

Лидер-манипулятор единолично устанавливает нормы и правила служебного этикета в своей организации. Причём зачастую его требования нелогичны и непостоянны. Несмотря на то, что такой начальник нигде не прописывает свои правила, весь коллектив должен их улавливать и строго соблюдать. Те, кому недостаточно развитые интуиция и чуткость не позволяют вникнуть в неписаные законы организации, надолго в ней не задерживаются.
 
Лидер-аскет

Для лидера-аскета на первом месте всегда стоят интересы дела. Такой же жизненной позиции он требует и от подчинённых. При этом лидер-аскет не задумывается, как можно прокормить семью на весьма скромную зарплату. Сам он, как правило, является холостяком, поэтому личные проблемы подчинённых ему чужды.
  Нерешительный лидер

Нерешительный лидер именуется таковым вследствие того, что избегает ответственности, всякий раз дожидаясь распоряжений «сверху». Он избегает не только межличностных, но и профессиональных взаимоотношений с подчинёнными. Общение сотрудников с таким руководителем осуществляется через его заместителя или секретаря. Нерешительный лидер, как правило, является бюрократом. Решение любых вопросов растягивается им на рекордно долгие сроки. 

Лидер-патриарх

Для лидера-патриарха первостепенное значение на работе имеют межличностные, а не профессиональные отношения. Такому начальнику хорошо бы руководить небольшим коллективом, все члены которого относились бы к своему наставнику с почтением и симпатией. Руководитель-патриарх отличается своими запросами, выходящими за рамки простой субординации. Он нуждается в особых, «патриархальных» почестях: поздравлениях и подарках, оказании мелких внеслужебных услуг (типа покупки фруктов для его мамы, находящейся в больнице), льстивых дифирамбах.

Минусом такого руководителя является то, что он может уволить сотрудника без объективных на то оснований, из личных побуждений. Подчинённые лидера-патриарха обычно по-доброму посмеиваются над ним за спиной, но все просьбы и поручения выполняют.

 

Харизматический лидер

Главными отличительными чертами харизматического лидера являются талант, личное обаяние, наличие деловой хватки. Руководителю данного типа даже не обязательно требовать соблюдения субординации, все сотрудники будут придерживаться её по собственной инициативе.

В итоге, можно сделать вывод о том, что нормы этикета в каждом коллективе во многом зависят от характера руководителя. Однако каким бы ни был начальник, каждый подчинённый, согласно служебной этике, обязан беречь его авторитет. Ведь руководитель – это главное «лицо» компании. И если сотруднику не безразлична репутация собственной организации, он никогда не станет поднимать щекотливые корпоративные вопросы на публике. Служебный этикет категорически запрещает обсуждать и критиковать шефа за его спиной.